eric_artem (eric_artem) wrote,
eric_artem
eric_artem

Клятва Гиппократа: о чём она?

Контент 14+ Наверное, каждому выпускнику медицинского вуза рано или поздно приходилось слышать нечто вроде: «Ну, ты же клятву Гиппократа давал!» Как правило, такие высказывания относятся к части врачебных обязанностей, а не прав, поскольку в общественном сознании нередко врач — это человек, безвозмездно оказывающий медицинскую помощь, и этим его роль в обществе ограничивается. Однако в реальной жизни всё по-другому: и клятва сейчас не та, и обязанности даже в античном варианте справедливо уравновешены правами… Об этом подробнее.



Перекроено, перешито

Удивительно, но на самом деле авторство первого текста врачебной клятвы вовсе не принадлежит Гиппократу. Дело в том, что лекарские династии, полагавшие себя потомками бога медицины Асклепия, передавали из поколение в поколение похожие обеты в течение долгих веков. Гиппократ тоже принадлежал врачебной семье, и в III веке до нашей эры знаменитый врач не придумал, а в лучшем случае только записал устную традицию. Некоторые историки вообще полагают, что клятва была просто приписана к последующим изданиям его трудов, чтобы придать им дополнительную авторитетность. Тем не менее, термин «клятва Гиппократа» устоялся.

Изначальный вариант, звучавший на ионийском диалекте древнегреческого языка, был многократно переведён на другие языки, и адаптирован к реалиям каждой отдельной страны в разное историческое время. Даже несмотря на то, что древнегреческие врачи призывали в свидетели весь олимпийский пантеон (Аполлона, Асклепия, Гигиею, Панацею и всех остальных богов и богинь), христианский мир оценил высокую планку нравственности, предложенную античными коллегами, и после небольшого редактирования текста укоренившаяся издревле традиция была помилована.

Самая знаменитая международная редакция клятвы была принята в 1948 году генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации в рамках так называемой Женевской декларации. Годом спустя на её основе был сформулирован Международный кодекс медицинской этики, которого и поныне придерживается мировое медицинское сообщество.

В нашей стране в 1971 году появилась своя отредактированная версия — «Присяга врача Советского Союза», затем в середине 90-х была внедрена «Клятва российского врача», которую, наконец, в 1999 году сменила современная версия — «Клятва врача России». Именно её в торжественной обстановке дают выпускники медвузов, а после подтверждают своей подписью.

Географические различия весьма многообразны: израильские врачи приносят свою особую присягу, поскольку клясться именем Бога, по примеру античных язычников, им не позволяет религия, однако в остальных деталях древняя клятва сохранена почти полностью. В большинстве государств Европы и в странах Северной Америки 7 лет назад текст клятвы был заменён «профессиональным кодексом». Интересно, что в США действие врачебной клятвы законодательно ограничено, и незнание специфики может привести врача даже к уголовному преследованию: медицинская помощь террористам, как реальным, так и потенциальным, признана незаконной.



Что устарело?

Времена идут, но принципы гуманности, сформулированные более 2 тыс. лет назад, казалось бы, могли остаться неизменными. Во многом это действительно так, однако есть специфика. Что же в знаменитой клятве Гиппократа не соответствует современной действительности? Во-первых, конечно, античные боги: их культ остался достоянием истории. Далее, оригинал клятвы обязует врача «почитать учителя наравне с родителями, делиться с ним своим достатком… помогать в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора». В наше время такой подход кажется романтичным, однако пиетет перед семьёй учителя несколько старомоден.

Читаем дальше: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Эвтаназия в современном мире (умерщвление неизлечимо больного и страдающего человека по его просьбе) — горячо обсуждаемый этический вопрос, но кое-где она уже законодательно разрешена: это Бельгия, Голландия и штат Орегон (США).

Давая клятву Гиппократа, врач обещал: «не вручу никакой женщине абортивного пессария». Вопрос тоже очень связан с моральной составляющей, однако сегодня в большинстве стран мира аборты в определённом сроке беременности разрешены по желанию женщины, социальным и/или медицинским показаниям. Кстати, в российском медицинском сообществе сейчас широко обсуждают, насколько этично акушеру-гинекологу отказываться от выполнения процедуры аборта по собственным религиозным соображениям. И похоже, общественное мнение склоняется в сторону «этично», и остаётся только решить вопрос, должен ли такой специалист продолжать работу в этой отрасли медицины…

Затем, Гиппократ не был хирургом, а занимался терапией. Возможно, именно поэтому в его клятве значилось: «Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В современном мире тысячам пациентов камни из внутренних органов успешно извлекают именно оперативным путём.

«В какой бы дом я ни вошел, — произносил врач, дающий клятву, — я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». Пожалуй, такая формулировка актуальна и по сей день — если исключить упоминание о рабах.



Ценная работа

Любой студент медицинского вуза, прослушавший хотя бы краткий курс по предмету «организация здравоохранения», чётко представляет себе, что бесплатной медицины не бывает. И в этом нет ничего удивительного: ведь откуда-то должны браться средства для покупки лекарств, оборудования и расходных материалов, для ремонта больницы и конечно для выплаты достойных зарплат персоналу. Часть этих расходов может брать на себя государство в рамках программ обязательного медицинского страхования, оставшиеся обычно покрываются или добровольными страховками граждан, или непосредственно за счёт пациентов. Странный образ «врача-бессеребренника» не имеет ничего общего с реальностью — да и никогда не имел. В оригинальной клятве Гиппократа указано, что врач обязан бесплатно оказывать помощь только коллегам-врачам и членам их семей. В ряде старинных трактовок текста клятвы подчёркнуто даже, что врачу вовсе не следует оказывать помощь беднякам, не способным заплатить за лечение, поскольку в таком случае обилие страждущих попросту разрушит врачебный бизнес. В клятве, названной именем Гиппократа, говорится только: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». И это всё, что сказано по принципу «не навреди», но о том, что врач обязан лечить бесплатно, нет ни слова.

В Древней Греции большинство эскулапов получали от пациентов достаточно крупные суммы, чтобы жить лучше, чем, например, архитекторы, и известна пара историй о самом Гиппократе, который отказывался лечить несостоятельных больных. Тем не менее, в своём труде «Наставления» он предлагает находить индивидуальный подход к разным пациентам: «Я советую, чтобы ты не слишком негуманно вёл себя, но обращал внимание как на изобилие средств (у больного), так и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Как мы видим, Гиппократ рекомендует лечить даром лишь иногда.

Известно, что одними морально-этическими принципами сыт не будешь. Именно поэтому известный офтальмолог Святослав Федоров в конце «лихих» 90-х сказал: «Клятва Гиппократа — это все фикция… Есть реальная жизнь — кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? Сегодня в России полтора миллиона таких бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях — абсурд!» И хотя сегодня зарплаты врачей всё-таки немного выше, чем в 90-х, однако до сих пор даже уборщики зачастую получают больше… И попрекать наших докторов клятвой Гиппократа, которую они и не давали вовсе — есть в этом что-то бессмысленное.



Что важнее клятвы?

Как правило, по окончании госэкзаменов выпускников медвуза собирают в большом зале и зачитывают им клятву врача России, а те повторяют. Однако части вчерашних студентов при этом может вообще не быть в зале: если они, например, накануне засиделись допоздна, отмечая конец шестилетнего учебного марафона… Сейчас даже подпись о том, что дана клятва, не обязательна. Тем не менее, есть кое-что юридически более значимое, чем торжественные обеты. Врачебная деятельность не только подпитывается этическими соображениями, но также связана выполнением ряда очень конкретных профессиональных обязательств и регламентирована в том числе Уголовным кодексом. И если дело всё-таки дойдёт до суда, то скорее всего, о клятве Гиппократа, канувшей в века, уже никто не вспомнит: будут проблемы посерьёзнее…



===kann===


http://eric-artem.com/%d0%ba%d0%bb%d1%8f%d1%82%d0%b2%d0%b0-%d0%b3%d0%b8%d0%bf%d0%bf%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%b0-%d0%be-%d1%87%d1%91%d0%bc-%d0%be%d0%bd%d0%b0
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments