eric_artem (eric_artem) wrote,
eric_artem
eric_artem

Почему люди не выбрасывают старые вещи, и как это связано с синдромом Диогена?

Контент 14+ В романе Гоголя «Мертвые души» Плюшкин одержим накопительством разного хлама. Писатель дал точную характеристику синдрома Диогена (синдрома старческого убожества). Люди хранят пустые коробки из-под конфет, изношенную одежду. Они не замечают, как квартира превращается в склад самых разных вещей, которыми не пользуются.


Синдром Диогена — это не безобидное старческое чудачество. За стремлением окружать себя вещами, связанными с прошлым, стоит социальная изоляция.



Диагноз часто находится рядом с навязчивой привычкой. Грань между ними очень зыбкая. Надежда, что поломанные вещи когда-нибудь пригодятся, может обернуться не только захламлением жилища. Метафорически это может быть сравнимо с процессами, происходящими в сознании. Что общего может быть у подозрительности и гипертрофированного стремления к накопительству вещей, место которым давно на свалке? Эти состояния вызваны возрастными изменениями головного мозга.


Как замкнутость связанна с привычкой хранить различные баночки, коробки? Как могут повреждённые статуэтка и чашки с трещинами влиять на боязнь нищеты? В эмоционально-волевой области человека происходят заметные изменения. Старость сравнивают с урожайной осенью. Человек потрудился и наслаждается результатами. Отчего же вместо удовлетворения появляется недовольство собой? Прошлые ошибки кажутся непоправимыми, будущее — бессмысленным и безрадостным.



Диогена незаслуженно обвинили в неряшливости. Отказ от комфорта никак не связан с необузданной страстью к старым вещам. И у философа не было квартиры, которую он мог бы захламить. У него вообще ничего не было, даже чашки. Воду из ручья можно черпать ладонями. Но синдром получил название. Причиной можно считать асоциальное поведение, сопровождающее неуемное собирание предметов, которыми не пользуются. Отчего же людям, пораженным стяжательством, дали имя философа? Возможно, причина кроется в его асоциальном поведении. Люди, страдающие синдромом Диогена, избегают общества, недоверчивы.


Многим знакома ситуация, когда перед тем, как выбросить старые вещи, начинаешь рассматривать их. Какая-то вещь покажется ценной. О каком-то предмете подумаешь, что он ещё пригодится. А кое-что окажется связанным с драгоценным воспоминанием. В результате мы ничего не выкидываем. В ущерб настоящему мы бережём прошлое.


Зачем хранить вещь, которой не пользуешься? Такой вопрос многие просто не задают себе. Гораздо легче спрятать эту вещь в кладовку, чем отнести на свалку. Вот так появляются залежи хлама в кладовках, тамбурах, на балконах. В нашем сознании застревают модели поведения, от которых нужно избавиться. И людям просто не приходит мысль, что от некоторых моделей поведения можно отказаться, как от ненужных вещей.



Откуда у нас эта уверенность, что предмет, которым не пользуемся, обязательно пригодится? У нас есть вещи, которыми мы пользуемся не очень часто. Это может быть молоток, щелкунчик, вафельница. В оправдание можно сказать, что эти предметы мы время от времени достаем из кладовки и знаем, где они находятся. Но в той же кладовке хранятся вещи, о которых мы уже просто не помним. Мы не доставали их много лет. И вряд ли вспомним о них. А наше жизненное пространство сужается. На балконе стоит старый сломанный стул. В проржавевшую насквозь кастрюлю складываем какую-то мелочь: крышки, коробочки. И мы наивно ждём перемен в нашей жизни. А как же они наступят, если мы не предоставляем им места? Если оно занято проржавевшей кастрюлей, к которой мы настолько привыкли, что не расстаемся с ней, невзирая на потерю функциональности?


Привыкание к старым вещам кажется нам совершенно безопасной и даже милой привычкой. На самом деле мы создаем якоря, не позволяющие нам расстаться с прошлым. Предпочитая настоящему прошлое, мы лишаем себя многих возможностей.



Часто человеку тревожно заканчивать отношения, цикл, действие. Он уже освоился в ситуации или испытывает привязанность. В любом случае его ждёт неизвестность. Это можно отнести и к отношениям ребенка и матери, и к привычке к старым вещам. Малыш, научившись ходить, отправляется исследовать мир, будь это диван или песочница. В этот момент он уже рассчитывает на свои силы. Чувство свободы и независимости оглушает. Чтобы привести чувства в равновесие, ребёнку достаточно вернуться к матери. В её объятьях он возвращает себе уверенность и набирается сил, чтобы далее покорять пространство. Случается, ребенок не решается окончательно разорвать связь с матерью и всегда возвращается к ней за поддержкой. Иногда люди находят в вещах аналогичную поддержку. Изменяющийся мир пугает человека, а старые вещи помогают удерживать иллюзию, что ничего не изменилось. Вот же в кладовке кастрюля, в которой варили суп десять, а то и двадцать лет. Эта кастрюля, а вместе с ней и сломанный стул, использованные крышки, поломанные часы, подтверждают существование прошлого у человека. Если есть вещи, значит, существует и он. Расстаться с хламом часто означает уничтожить собственный эпос.



Человек научился уверенно ходить, но у него остался страх перед зыбкостью происходящего. Часто некоторые вещи теряют актуальность, выходят из моды. Но мы храним старые пиджаки или пустые флаконы. Именно этими духами мы пользовались в особо удачную пору нашей жизни. И теперь с помощью этих духов столбим территорию для удачи, защищаемся от будущего. Оно не обязательно несет неприятности, но непременно включает чувство неуверенности, турбулентности происходящего. А вдруг понадобится хлопушка для выбивания ковров? Есть пылесос? Хлопушка много места в кладовке не занимает. Пусть лежит. Также можно и сохранять прежний образ жизни, даже, если он не особенно удачный.


Перемены требуют места и в физическом, и эмоциональном мире. Экскаватором, тараном для освобождения места может стать творчество. Оно противостоит накопительству. Творчество — это всегда развитие и риск. Вдохновение взрывоопасно для стагнации.


Изоляция может быть внешней и внутренней. С внешней социальной изоляцией все понятно. Человек скрывается от общества. Внутренняя изоляция не обязательно сопровождается закрытыми дверьми собственного дома. Человек формально может продолжать находиться в социуме. Но чувства человека, его эмоции и мысли закрыты от мира. И как стены и закрытые окна не позволяют свежему воздуху проникнуть в дом, так и к человеку закрыт доступ новых эмоций и впечатлений.



Чем же вызвано подобное состояние? Разочарование может настигнуть человека в любой области. И реакцией на подобное состояние может стать синдром Диогена. Человек защищается от чувства пустоты. Чтобы предотвратить разочарование, человек отказывается от новых желаний. Чем ждать, когда мир жестоко обойдется с тобой, лучше первым отказаться от него.


Наблюдатель удивится, что человек, подчиненный синдромом Диогена, не испытывает стыда, собирая пустые коробки и прочий хлам. Стыд является своеобразным маркером. Появление стыда сигнализирует о том, что человек не одобряет своего поведения. Неодобрение со стороны помогает корректировать поведение, если человек не в состоянии оценить самостоятельно свои поступки. Увещевание со стороны близких особенно чувствительно для индивидуума. Человек с синдромом Диогена не реагирует на замечания близких. Это свидетельствует о том, что происходит обесценивание отношений с самыми близкими людьми.



Иногда окружающим кажется, что люди, подверженные синдрому Диогена, несколько высокомерны. Они всячески демонстрируют, что не нуждаются в обществе. Вещи заменяют им людей. Это утверждение кажется абсурдным. Но если разобраться в механизме происходящего, то в такой замене нет ничего удивительного. Обычное стремление родных и близких к общению воспринимается человеком с синдромом Диогена враждебно. Враждебность чаще всего связана с неодобрением, исходящим от окружающих. Страдающий синдромом Диогена и сам смутно понимает, что его поведение не может быть одобрено. Неодобрение окружающих грозит нарушить его образ жизни, ставший привычным. А предметы, которые он собирает, содержат потенциальную возможность стать полезными. Самодостаточность — это только демонстрация. Он не может наладить отношения с окружающими. Это способствует появлению тревожности. Окружая себя предметами, человек, страдающий синдромом Диогена, успокаивается. Он чувствует себя в безопасности. В результате человек избегает общества и накапливает большое количество предметов, которыми не пользуется. Естественно, он не может признать, что вещи эти бесполезны, и тешит себя надеждой, что они обязательно пригодятся. Деятельность свою он находит полезной. Эмоции, которые он не может получить в общении с родными и знакомыми, он получает, занимаясь накопительством бесполезных вещей.



Человек часто демонстрирует на публике эмоции, противоположные тем, которые испытывает на самом деле. Все хотят любви, внимания, уважения. Случилось так, что у человека не сложилось теплых семейных, дружественных и служебных отношений. Он получает желаемые эмоции, создавая иллюзию внешнего успешного мира при помощи хлама и старых вещей. Появляется иллюзия достатка и успешности, ведь человек владеет большим количеством предметов. Некоторые из вещей раньше принадлежали успешным людям. Обладая этими вещами, можно считать успешным и себя.


Человек, осознав свои потребности, должен удовлетворять их во внешнем мире. Окруженный плотной стеной хлама, человек, страдающий синдромом Диогена, не может преодолеть препятствие из старых вещей, чтобы пробиться во внешний мир.



С явлением легче справиться, если знаешь причины его возникновения. Чтобы помочь человеку, страдающему синдромом Диогена, необходимо восполнить дефицит тепла человеческого общения. Многие люди знакомы с разочарованием. Его гораздо труднее изжить, если прятаться от мира за стенами, возведенными из хлама. Необходимо найти свое место в мире. И тогда защита старыми вещами не понадобится.



===Артем Ковалев===


http://eric-artem.com/%d0%bf%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bc%d1%83-%d0%bb%d1%8e%d0%b4%d0%b8-%d0%bd%d0%b5-%d0%b2%d1%8b%d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d1%8e%d1%82-%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d1%8b%d0%b5-%d0%b2%d0%b5%d1%89
Tags: артем, дефицит, замкнутость, почему нужно выбрасывать старые вещи, психология, синдром диогена, стыд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments